Школа молодого завуча
 

Муниципальное казенное учреждение «Центр развития и поддержки системы образования Буденновского района»

Школа молодого завуча

 

  На базе ИМО МКУ ЦР и ПСО в целях совершенствования методической службы, системы внутришкольного управления, повышения профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы образования Буденновского муниципального района функционирует «Школа молодого заместителя директора».

Завуч – это должность и призвание

В каждой школе завуч есть,

Мы ему окажем честь,

Скажем добрые слова,

Чтобы к вечеру молва

Разнесла по белу свету:

И наполнила планету

Добрым словом про него.

   Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии учебно-воспитательного процесса. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

   Завуч школы - емкое, короткое слово. В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно «тушить пожары», возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

   Завуч школы руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся.

   Завуч – это великий дипломат, он должен очень много знать, чтобы оказать помощь коллегам. А кто научит молодого учителя?! Конечно же, завуч. Да, завучем может быть не каждый. Нужно хорошо разбираться в людях, быть коммуникабельным, уметь расположить к себе, а если нужно, то действовать быстро. С одной стороны завуч - должность, а с другой - призвание.

   Завуч организует текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного заведения, организует методическую работу, оказывает помощь преподавателям, другим педагогическим работникам в подготовке учебно-программной документации, проведении занятий и внеклассных мероприятий.

   Завуч анализирует результаты учебной работы педагогического коллектива, организует работу по изучению передового педагогического опыта, содействует его внедрению в учебный процесс, постоянно информирует педагогических работников о новых формах и методах учебной работы, о новых педагогических технологиях.

   Завуч принимает участие в работе по подготовке заседаний педагогического совета учебного заведения, организует и контролирует выполнение его решений. Организует работу предметных кружков, факультативов, занятий курсов по выбору и осуществляет контроль над учебной нагрузкой учащихся и соблюдением требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, правил и норм охраны труда.

   В наше время, когда все стремительно меняется и любой руководитель разрывается на части от необходимости сделать то, что почти невозможно сделать, и успеть столько, сколько почти нереально успеть, незаменимыми помощниками директоров школ, безусловно, являются его заместители.

   Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах. Доброжелательность, стремление к диалогу в общении вызывает глубокое уважение к ним, как к учителю, так и к завучу.

   Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с родителями, учителями и учащимися. Завучи создают атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для педагогов.

   Завуч является «учителем учителей» – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста.

   Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль «двигателя», все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

   Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не столько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

   Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

   Результативная работа заместителя директора по учебной работе возможна в том случае, если он хорошо знает профессиональные возможности членов своего педагогического коллектива и умело использует в организации современные технологии, позволяющие развивать и стимулировать профессиональный рост педагогического коллектива. Без хорошо организованной диагностико – аналитической работы невозможно проектировать участие педагогов в научно – исследовательской работе школы, развивать профессиональные умения педагогов, построить систему повышения профессионального мастерства учителя и творческого роста учителей. Для того чтобы работа носила системный характер, необходимо уделять большое внимание изучению профессионального потенциала педагогов школы. Для этого изучаются подходы к организации урока учителем, традиции урочной работы, степень подготовки учителя к уроку, коммуникативная культура педагога и другие аспекты.

   На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд. Ответственная, напряженная и трудоемкая, и в то же время самая нужная, важная и незаменимая должность в школе – это завуч.

Информационно-аналитическая справка по результатам анкетирования слушателей Школы молодого заместителя директора «Сложности в выполнении отдельных видов и форм профессиональной деятельности заместителя директора по УВР» 2020/21 учебный год

Дата последнего обновления страницы 14.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения