Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2023/2024 учебном году для учителей русского языка и литературы
1 ноября 2023 года стартовал Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности». В нем принимают участие обучающиеся образовательных организаций, реализующих программы общего, среднего профессионального образования.
Цель данного Конкурса – сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Федеральным оператором Конкурса является ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». На его сайте размещена более подробная информация о проведении Конкурса сочинений «Без срока давности»: https://ec.memory45.su/
В конкурсных сочинениях участники рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов:
- геноцид мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах силового заключения и содержания граждан СССР;
- преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- произведения литературы, музыкального, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие трагедию и подвиг мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о трагедии и подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- учитель, который выиграл Великую Отечественную войну: подвиг и жертвенность;
- архивные свидетельства о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- личные архивы периода Великой Отечественной войны как свидетельства военных преступлений нацистов и их пособников;
- чему нас учит история: нацизм в исторической ретроспективе и неонацизм в современном мире;
- места памяти массового уничтожения мирных жителей и жертв преступлений нацистов.
К участию допускаются:
обучающиеся 5–7-х классов;
обучающиеся 8–9-х классов;
обучающиеся 10-11 классов;
Конкурс проводится в 4 этапа:
1. Школьный этап - с 1 ноября 2023 г. по 19 января 2024 г.;
2. Муниципальный этап - с 20 января 2024 г. по 5 февраля 2024 г.;
3. Региональный этап - с 6 февраля 2024 г. по 17 февраля 2024 г.;
4. Федеральный этап - с 18 февраля 2024 г. по 17 марта 2024 г.
В прикреплённых файлах вы можете ознакомиться с документами, необходимыми для участия в конкурсе.
Приказ Минпросвещения от 27.09.2023 № 789 "О Всероссийском конкурсе сочинений "Без срока давности"... в 2023/2024 учебном году"
Положение
Бланк конкурсной работы 2023/2024
Заявка на участие
Согласие родителя (законного представителя)
Согласие участника
25.01.2022
Мастерская по обмену опытом «Формирование у обучающихся читательской грамотности при изучении русского языка и литературы»
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке
Приказ № 595 ОД «О проведении Конкурса»
Бланк конкурсной работы
С целью возрождения традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности, поддержки и развития познавательного интереса школьников в области изучения русского и родных языков, ценностей традиционной народной культуры, осознания языковой идентичности с 11 по 17 ноября 2021 года проводился школьный и муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке.
В школьном этапе Конкурса приняли участие 81 обучающийся, в муниципальном этапе - 27 обучающихся из 14 общеобразовательных организаций: МОУ СОШ № 1 г.Буденновска (3 участника), МОУ СОШ № 4 г.Буденновска (1 участника), МОУ СОШ № 5 г.Буденновска (2 участника), МОУ Гимназия № 7 г.Буденновска (2 участника), МОУ Гимназия № 9 г.Буденновска (2 участника), МОУ СОШ № 2 с.Красный Октябрь (1 участник), МОУ СОШ № 3 с.Прасковея (2 участника), МОУ СОШ № 6 с. Архангельского (4 участника), МОУ СОШ № 7 с.Стародубского (3 участника), МОУ ООШ № 11 с.Прасковея (1 участник), МОУ СОШ № 12 п.Терек (1 участник), МОУ СОШ № 14 с.Орловки (2 участника), МОУ СОШ № 15 с.Преображенского (1 участник), МОУ СОШ № 21 с.Архиповского (2 участника).
Победители Конкурса:
Номинация «Сочинение о своей культуре на русском языке»
возрастная группа - обучающиеся 4 классов: Лесная Арсения, МОУ СОШ № 6 с.Архангельского;
возрастная группа - обучающиеся 5-7 классов: Пушечкина Полина, обучающаяся 7 класса МОУ СОШ № 2 с.Красный Октябрь;
возрастная группа - обучающиеся 8-9 классов: Кадиева Хамис, обучающаяся 9 класса МОУ СОШ № 21 с.Архиповского;
возрастная группа - обучающиеся 10-11 классов: Скрипниченко Артем, обучающийся 11 класса МОУ СОШ № 6 с.Архангельского.
Номинация «Описание русской культуры на родном языке»
возрастная группа - обучающиеся 5-7 классов: Якименко Вероника, обучающаяся 6 класса МОУ Гимназии № 7 г.Буденновска;
возрастная группа - обучающиеся 8-9 классов: Кучугуров Артём, обучающийся 9 класса МОУ Гимназии № 9 г.Буденновска;
возрастная группа - обучающиеся 10-11 классов: Хадеев Георгий, обучающийся 11 класса МОУ Гимназии № 7 г.Буденновска.
Призеры Конкурса:
Номинация «Сочинение о своей культуре на русском языке»
возрастная группа - обучающиеся 5-7 классов:
1 место - Минаева Алина, обучающаяся 6 класса МОУ СОШ № 6 с.Архангельского;
2 место - Трушова Вероника, обучающаяся 7 класса МОУ СОШ № 3 с.Прасковея;
3 место Бурачкова Анастасия, обучающаяся 7 класса МОУ СОШ №14 с.Орловки;
возрастная группа - обучающиеся 8-9 классов:
1 место - Иванова София, обучающаяся 9 класса МОУ СОШ № 6 с.Архангельского;
2 место - Жердева Анастасия, обучающаяся 9 класса МОУ СОШ № 7 с.Стародубского;
возрастная группа - обучающиеся 10-11 классов:
1 место - Лабовская Арина, обучающаяся 10 класса МОУ СОШ № 1 г.Буденновска;
3 место - Демус Ульяна, обучающаяся 11 класса МОУ СОШ № 5 г.Буденновска.
Номинация «Описание русской культуры на родном языке"
возрастная группа - обучающиеся 4 классов:
1 место - Ноговицина Вероника, МОУ СОШ № 7 с.Стародубского;
возрастная группа - обучающиеся 5-7 классов:
2 место - Шевченко Сергей, обучающийся 5 класса МОУ СОШ № 7 с.Стародубского.
22 ноября в Буденновском муниципальном округе отмечается День словаря.
В общеобразовательных организациях Буденновского района к этому Дню приурочены образовательные и просветительские мероприятия, которые направлены на сохранение русского языка, развитие грамотности и воспитание культуры речи.
День словаря появился в нашей стране недавно. Праздник молодой, и для нас важно сформировать его традиции, как в рамках школьной жизни, так и более широко. Многие люди часто обращаются к словарям как важному источнику знаний, для разрешения языковых затруднений. А для таких профессий как учитель, переводчик или журналист словари практически незаменимы. С 2014 года формирование начального уровня культуры пользования словарями входит в федеральный государственный образовательный стандарт.
С 19 по 23 ноября 2021 года в общеобразовательных организациях Буденновского района будут организованы выставки словарей. Более подробная информация о проведении Дня словаря публикуется на Интернет-ресурсе www.деньсловаря.рф.
Справочно: Самым древним из дошедших до наших дней словарей было приложение к новгородской Кормчей книге 1282 года. В нём помещено 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова. Первый печатный словарь появился в 1596 году как приложение к «Грамматике славянского языка» известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания. В нём содержится 1061 слово, расположенное по алфавиту. В Петровскую эпоху был составлен первый словарь иностранных терминов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», содержавший 503 слова.
В словарь вошло около 200 000 слов, восемьдесят тысяч из которых В. Даль зафиксировал впервые. За свой словарь В. Даль был награждён Ломоносовской премией Академии наук, Константиновской золотой медалью Русского географического общества, а также получил звание почётного члена Академии наук. В апреле 2017 года крупнейший литературный музей страны получил новое официальное наименование – Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля.
Значительным событием в истории русской лексикографии явилось создание в 1863-1866 годах четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля. Появлению на свет главного труда В. Даля поспособствовала его дружба с А. Пушкиным. В. Даль собирал слова в течение 53 лет.
С целью оказания помощи в проведении мероприятий по данной тематике рекомендуем использовать материалы, размещенные на официальном сайте проекта www.деньсловаря.рф
#ДеньСловаряСтавропольскийкрай
ФИПИ опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2021/22 учебного года (https://fipi.ru)
Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2022:
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020?2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Рекомендации по подготовке ко всем направлениям
Ожидаем...
Важное примечание:
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Мало думать на языке. Необходимо думать и о языке.
Д.С.Лихачев
Учителям русского языка и литературы
Образовательные сайты, адресованные учителям-словесникам по обмену профессиональным опытом с коллегами
Произведения русской литературы, библиография, научные исследования, историко-биографические работы, СМИ
Сетевые педагогические сообщества и интерактивные методические кабинеты для поддержки профессиональной деятельности
КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОДГОТОВКЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В БУДЕННОВСКОМ РАЙОНЕ
на 2016 - 2020 годы
(распоряжение правительства Ставропольского края от 30 марта 2016 года № 90-рп)
III. Организация мероприятий, направленных на популяризацию русского языка и литературы, и обучающихся общеобразовательных организаций Буденновского района:
1. Организация и проведение мастер-классов, творческих лабораторий, методических семинаров по актуальным вопросам преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях района
2. Организация и проведение просветительских акций и мероприятий, конкурсов в целях повышения престижа грамотной русской речи и языковой культуры в общеобразовательных организациях района
3. Проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня русского языка в общеобразовательных организациях района
4. Проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня славянской письменности и культуры в общеобразовательных организациях района.
Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика оценочных процедур в ОО в 2021/2022 уч.году
Контроль по русскому языку и литературе (к Положению об оценочной деятельности)